Юные шахматисты
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский, который намного раньше других осознал образовательную роль шахмат для детей, писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Эта игра дисциплинирует, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы с самого раннего возраста должны войти в жизнь детей как один из элементов умственной культуры».
Польза шахмат для детей дошкольного возраста огромна. Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот некоторые из них:
− Развитие логики. Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
Логическое мышление развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические
конструкции постоянно, даже после окончания партии.
− Развитие аналитико-синтетической деятельности. Способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий.
Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно.
− Развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание
типовых позиций – всё это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум.
− Концентрация внимания. Успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если ребенок не отличается усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту.
− Выработка характера. Единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – всё
это закаляет и формирует характер.
− Развитие целеустремленности. Шахматы учат достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Они позволяют участникам
научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры.
− Повышение обучаемости. Никому не нравится проигрывать в игре, поэтому ребенок старается повысить свой игровой уровень. Ему необходимо самостоятельно анализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях.
− Развитие творческих задатков. Ребенок, играющий в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Игра способна развивать творческие навыки, креативность и нестандартное мышление.
− Системное мышление. Дети не умеют мыслить организовано.
Шахматы приучают к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы также способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.