Логоритмика (технология боди-перкуссия)
Приемы работы с детьми в технике body percussion следующие: вместе с детьми выполняем хлопки в ладоши или удары по коленям. На этом фоне начинаем выразительно и ритмично декламировать текст стихотворения, песни. Затем предлагаем повторять текст по фразам, как эхо.
При повторениях речевой игры предлагаем детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, добавляем движения: шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
После того, как дети начинают уверенно исполнять эти элементы, начинаем экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляем следующие жесты: растирания ладоней, поглаживания, удары по груди, разнообразные возгласы и прочие звуки, которые задействуют все части человеческого тела.
Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, учат выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыки.
Программа занятий
РЕЧЕВАЯ ИГРОТЕКА
для детей среднего дошкольного возраста
(техника body percussion)
Цель: приобретение детьми дошкольного возраста опыта использования тела как музыкального инструмента с помощью «звучащих жестов».
Задачи:
1. Знакомить детей с различными «звучащими жестами», учить применять их в игровой деятельности в различных комбинациях, согласовывать свои движения с текстом.
2.Развивать чувство ритма, речь, внимание, познавательные процессы.
3.Воспитывать коммуникативные навыки.
1.Игра-приветствие «Озвучь своё имя»
Ребёнок 1 (с помощью «звучащих жестов» озвучивает своё имя): Тимофей!
Дети: Здравствуй, Тимофей! (ритмично ударяют по коленям)
Ребёнок 2: А-ли-са!
Дети: Здравствуй, Алиса…
2.Игра «Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, удары обеими руками по коленям)
Видит книгу под сосной,
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Потирания ладонями, словно «шуршит» страницами)
3. Игра «Лепёшки»
Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)
Подолью водицы (Шлепки по коленям)
Для детей хороших (Притопы)
Напеку лепёшек. (Хлопки)
4. Игра «Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят (делают поглаживания)
5. Игра «Дождик»
Дождь, дождь, дождь с утра (Удары по груди)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Удары по коленям)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)
РЕЧЕВАЯ ИГРОТЕКА
для детей старшего дошкольного возраста
(техника body percussion)
Цель: приобретение детьми дошкольного возраста опыта использования тела как музыкального инструмента с помощью «звучащих жестов».
Задачи:
1. Учить детей применять «звучащие жесты» в игровой деятельности в различных комбинациях, согласовывать свои движения с текстом, знакомить с элементами нотной грамоты.
2. Упражнять в моделировании ритмических рисунков (жест-нота).
3. Развивать чувство ритма, речь, внимание, познавательные процессы.
4. Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в командах.
1.Игра «Осенняя сказка»
Тихо бродит по дорожке (Поглаживания кистей рук)
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, (Потирание ладоней)
Где дождинкой зазвенит. (Щелчки пальцами в воздухе)
Раздается громкий стук: (Притопы всей стопой)
Это дятел – тук, да тук!
Дятел делает дупло – (Притопы носком)
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, (Потирание ладоней)
По деревьям пошумел,
Громче завывает, (Притопы пяткой)
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! (Щелчки пальцами в воздухе)
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – (Все жесты вместе, каждый выбирает своё)
Осень яркая идет!
2. Телесно-речевой канон «Прыгалка-считалка»
Игровые действия:
-
Педагог произносит текст и показывает движения, дети запоминают и повторяют.
-
Когда слова хорошо закреплены, педагог даёт возможность детям начать игру первыми, а сам, выдержав определённый «шаг» канона, вступает позднее.
-
Дети делятся на 2 группы и играют между собой.
Текст игры:
Мальчики, как зайчики, (удары одновременно 2 руками по груди)
Девочки, как белочки,
Прыгают и скачут, (чередование «хлопок, удар по коленям»)
Упадут, не плачут.
За окошком не сиди, (притопы)
Вы –хо–ди! (3 скользящих хлопка)
3. Телесно-речевой канон «Шла весёлая собака»
Шла весёлая собака (притопы)
Чики-Брики-Гав! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ней шагали гуси, (притопы)
Головы задрав. (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ними – поросёнок (притопы)
Чики-Брики-Хрю! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
Ну-ка, ну-ка, повторите, (притопы)
Что я говорю? (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»